Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ринальди антонио

Энциклопедический словарь

Рина́льди Антонио (Rinaldi) (около 1710 - 1794), архитектор. По происхождению итальянец. С 1751 работал в России. Павильон «Катальная горка» (1762-74) и Китайский дворец (1762-1768) в Ораниенбауме связаны с традициями архитектуры стиля рококо. Мраморный дворец в Санкт-Петербурге (1768-85), дворец в Гатчине (1766-81) - переход к классицизму.

* * *

РИНАЛЬДИ Антонио - РИНА́ЛЬДИ (Rinaldi) Антонио [1709/1710, близ Неаполя - 10 апреля (по другим сведениям, 10 февраля), 1794, Рим], итальянский архитектор. С 1751 работал в России. Его постройки в Ораниенбауме (ныне Ломоносов) связаны с традициями архитектуры стиля рококо (см. РОКОКО), в Петербурге - с переходом к классицизму (см. КЛАССИЦИЗМ).

Малороссия

Учился у известного архитектора Луиджи Ванвителли (1700-73), в постройках которого принимал участие. Наиболее известные из них - собор монастыря св. Магдалины в Пезаро и Палаццо Реале в Казерте близ Неаполя - выдающееся произведение позднего итальянского барокко (см. БАРОККО).

В 1751 Ринальди заключил договор и поступил на службу к гетману Малороссии Кириллу Разумовскому (см. РАЗУМОВСКИЙ Кирилл Григорьевич). Годовой оклад зодчего по договору составлял тысячу рублей в год. Перед отъездом в Россию посетил Англию.

В Батурине Ринальди должен был построить новую столицу богатого края и дворец-резиденцию правителя Украины, кроме того, спроектировать дворец Разумовского в Глухове. Что из этих планов удалось воплотить в жизнь осталось неизвестным, никаких построек не сохранилось.

Придворный архитектор. Ораниенбаум

В 1754 Ринальди становится архитектором «малого двора», то есть наследника престола и его супруги, будущей императрицы Екатерины II (см. ЕКАТЕРИНА II), после ее воцарения - ведущим архитектором Петербурга. Первое десятилетие пребывания в Петербурге Ринальди занимался строительством дворца Петра III (см. ПЕТР III Федорович) в Ораниенбауме (1758-62), Оперного дома, Китайского дворца (1762-68) и Катальной горки (1762-74).

Павильон Катальной горки - 3-этажная, увенчанная куполом постройка с открытыми галереями и декором в стиле рококо - удивительно пропорционален и прекрасно вписывается в окружающую природную среду. Высота этого уникального сооружения 33 м.

Китайский дворец (1762-68), памятник рококо в русской архитектуре, отличается легкостью и изяществом. Здание состоит из анфилады залов с изысканными интерьерами (в оформлении парадных залов использованы стилизованные мотивы китайского искусства). Особую нарядность центральному Овальному залу придают стены, отделанные искусственным мрамором.

Мраморный дворец

Ринальди стал зачинателем использования естественного камня в отделке зданий в широких масштабах. В 1768-85 в Петербурге был построен знаменитый Мраморный дворец, отделанный снаружи и изнутри мраморами русских пород, добытыми вблизи Ладожского и Онежского озер. Оттенки мрамора 32 сортов подобраны с необычайной тонкостью и изысканностью.

Мраморный дворец завершает ряд парадных зданий, примыкающих к Зимнему дворцу (см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ). Он отличается характерной для классицизма спокойной сдержанностью наружного облика, простотой членений и четкостью объемов. Главный фасад, расположенный в глубине двора, имеет сложную декоративную обработку.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец (1766-81) - образец раннего русского классицизма. При его оформлении Ринальди проявил большое поэтическое чутье, понимание русской природы и красоты неброского на первый взгляд пудоского камня (местного известняка), который использовал для облицовки фасадов дворца. Внутренняя отделка, выполненная по проектам Ринальди и В. Ф. Бренны (см. БРЕННА Виктор Францевич) русскими мастерами, отличается роскошью (наборные паркеты, живописные плафоны, лепные украшения и т. п.) и контрастирует со сдержанной внешней архитектурой дворца.

Красота дворца постигается в единстве с обширным пейзажным парком, необычным по планировке, украшением которого являются живописные озера и пруды.

Исаакиевский собор

В 1768-02 в Петербурге на вновь созданной городской площади был сооружен первый Исаакиевский собор (см. ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР) - главный собор новой столицы. Ринальди выполнил превосходную модель собора, которая хранится в музее Академии художеств. Строительством руководил архитектор В. Ф. Бренна (не завершен; в 1818-58 построен новый по проекту А. А. Монферрана (см. МОНФЕРРАН Август Августович)).

Последние годы в России

Работал Ринальди и в Царском Селе, где по его проектам были выстроены Китайский театр и Китайский павильон, а также сооружены монументы славы русского оружия: Чесменская колонна (1771-78), Орловские (Гатчинские) ворота (1777-78; решетка - 1787, по проекту Дж. Кваренги (см. КВАРЕНГИ Джакомо)) и др. Самым известным является памятник победы над турецким флотом - ростральная Чесменская колонна.

Строительство промышленного сооружения, пеньковых складов на Тучковом буяне (1764-74) - заметная веха в творчестве мастера. По проектам Ринальди ставились и верстовые столбы. Их изготавливали из разноцветным мраморов и гранита в мастерских «Конторы строения Исаакиевской церкви». Они отличались разнообразием форм и гармоничными пропорциями.

Более тридцати лет жизни отдал Ринальди русской архитектуре. Его отъезд был ускорен трагическим случаем - он упал с лесов строящегося Большого театра в Петербурге. Продав дом и все имущество, в 1784 Антонио Ринальди навсегда покинул Россию. Поселился в Риме, где и скончался в 1794. Русское правительство выплачивало зодчему ежегодную пенсию в тысячу рублей.

Гуманитарный словарь

РИНА́ЛЬДИ Антонио (1709-94) - архитектор. Учился и работал в Неаполе, был помощником Л. Ванвителли в стр-ве королевской резиденции в Казерте (1740-52). С 1752 - в России. Работал у гетмана Украины К. Разумовского в Батурине. Из провинц. работ Р. сохранилась ц. св. Екатерины в Ямбурге (ныне Кингисепп, Ленингр. обл.). С 1754 - арх. двора наследника, затем имп. Петра III, работал в его резиденции в Ораниенбауме. Им созданы интерьеры Большого дворца и парадная лестница с его террасы в Нижний сад; дворец в крепости Петерштадт; Китайский дворец и Катальная горка (1756-66). Р. проектировал и сады. Ораниенбаумские постр. Р. - единств. в России крупный ансамбль, целиком выдерж. в формах рококо. Особый интерес представляет виртуозное применение нетрадиционных мат-лов. В 1760-70-е гг. Р. построил для Г. Орлова Мраморный дворец в Петерб. Фасады дворца сохранились, но со временем была нарушена композиция - гл. фасад, по проекту выходивший на Красный канал, оказался дворовым. В интерьерах сохранилась парадная лестница, украш. барельефным портретом Р. работы Ф. Шубина, и нижний ярус Мраморного зала. Здание и интерьеры облицованы цветным камнем и являются редчайшим образцом позднего итал. Ренесс. в С.-Петербурге. В то же время Р. строит для Г. Орлова загородную резиденцию в Гатчине. Здесь он создает с 1766 первый в России англ. парк с романтич. Охотничьим замком. В парке было всего три сооружения: источник, окультуренный изыск. формы рокайльной рамой, "античные" обелиск в честь А. Орлова и "колонна Орла" - своеобразный знак фамилии. Возможно, Р. построил и т. н. "Круглую ригу" - как бы древний замок, обращенный в хоз. постройку. В целом - ностальгия по "золотому веку" и воплощение идеалов Руссо, к-рого Г. Орлов приглашал поселиться в Гатчине. Гатчина, созданная Р., оказалась идеальным культурным пространством для подчеркнуто рыцарственно-романтичного Павла Петровича, получившего ее в 1783. Все дальнейшее стр-во в Гатчине, к-рое вели при Павле I В. Бренна, Н. Львов, А. Захаров, было развитием эстетических и этических идей, заложенных Р. Благодаря Павлу Гатчина стала одним из программных пространств рус. культуры, программа же во многом восходит к Р.

В 1770-е гг. Р. работал в имп. резиденции в Царском Селе. Ему традиционно приписывается пять триумф. памятников, хотя не везде это подтверждено документально. Это: Катульский обелиск в честь победы гр. Н. Румянцева (1772), Морейская колонна победе гр. Ф. Орлова (1770), Чесменская ростр. колонна в честь победы гр. А. Орлова, Крымская колонна и Гатчинские триумф. ворота в честь заслуг гр. Г. Орлова (1771-82). Все они выполнены из мрамора в виде античных пам. и располагались в пейзажных англ. парках. Надписи на них говорят о совр. событиях, и тем самым достигается уникальный эффект: антич. как бы претворяется в совр., а совр. - в антич.; значимость увековеч. лиц и событий возрастает до значимости героев античного мира. Точно найденный масштаб пам. соразмерен человеку и дает возможность каждому ощутить свою сопричастность запечатленному. Найденное Р. худ. решение закрепило за Царским Селом значение сада ист. памяти и оказало огромное воздействие на всю рус. поэзию. Позже, с появлением терм Камерона, эти пам. органически вошли в образ "античного" пространства в России, ставшего одной из программ русской культуры.

В 1780-е гг. Р. работал в Петербурге, где построил Большой т-р, 3-й Исаакиевский собор, Тучков буян и др. В 1784 Р. уезжает в Рим, где умирает спустя 10 лет.

Р. творил в формах итал. Ренесс, часто используя эл-ты итал. барокко и рококо. Изменчивость, неопределенность рококо, игра пространством, стилем, формой - все это в полной мере присуще творчеству Р.

А. Ринальди. Мраморный дворец. Санкт-Петербург

А. Ринальди. Мраморный дворец. Санкт-Петербург

-----------------------------------

РИНА́ЛЬДИ Антонио (? - после 1759) - итал. артист, педагог, балетм. венецианской школы (псевд. - Фоссано). С 1733 выступал на сцене т-ра "Сан-Самуэле" в Венеции. Был известен как виртуозный комич. танцовщик. Ставил комич. балеты, танцы в оп., напр. в "Джиневере" Селлитти. В 1736-38 и с 1742 до кон. 50-х гг. балетм. и танцовщик в СПб. и Ораниенбауме. Приехал в Россию с оп. труппой Ф. Арайи, где выступала и его жена - танцовщица Джулия Р. Принимал участие в постановке и исполнении придворного спектакля "Сила любви и ненависти" (1736). В 1736 конфликт с Бироном, фаворитом имп. Анны Иоанновны, заставил Р. уехать из России вместе с др. танцовщиками труппы. В 1738-41 выступал в Париже и Лондоне вместе со своей ученицей Барбериной (Б. Кампанини). После смерти Анны Иоанновны был снова приглашен в Россию для создания коронац. спектаклей по случаю восшествия на престол Елизаветы Петровны. Поставил танцы в оп. Ф. Арайи "Сципион" (1745), "Евдокия венчанная, или Феодосии Вторый" (1751), "Александр в Индии" (1755). Вместе с Ж. Ланде преподавал в Театр. уч-ще, а в 1848 возглавил придворный балет. С открытием в Ораниенбауме танц. школы и т-ра создавал там свои спектакли. Его деят-ность продолжалась до кон. 1750-х гг.

Полезные сервисы